Поздравляем, по результатам резюме (которое мы с вами составили в №58 «РДВ» за 4 августа) вас пригласили на собеседование. Мнение, что достаточно быть хорошим специалистом, чтобы получить работу, ошибочно. При очной встрече гораздо важнее владеть искусством самопрезентации. Ведь, как ни странно, окончательное решение в большей степени зависит от личных впечатлений, нежели от уровня квалификации соискателя на вакансию. Так, американец Ф.Эндикот, исследовав причины отказов кандидатам, пришел к любопытным выводам: на первом месте — «жалкий внешний вид», втором — «манеры всезнайки», третьем — «неумение изъясняться: слабый голос, плохая дикция, ошибки». И только на двадцать девятом (!) — «недостаточные знания по специальности».
Чтобы свести к минимуму возможность получения отказа, задача соискателя — произвести самое благоприятное впечатление и дать максимально полное представление о себе: желаниях, интересах, способностях, не указанных в резюме. Пригодятся и документы: резюме, копии дипломов, свидетельства и сертификаты, подтверждающие квалификацию, и рекомендательные письма.
Собеседование — это процесс обоюдного выбора, а значит, вам также необходимо как можно больше узнать о фирме-работодателе: сфера деятельности, вид выпускаемой продукции, условия найма, размер заработной платы (используя проспекты и рекламные брошюры предприятия, публикации в СМИ, Интернет, объявления в офисе фирмы, беседы с сотрудниками организации и фирм-конкурентов).
На встречу нужно прийти вовремя, а еще лучше на 5-10 минут раньше — за это время можно осмотреться в офисе: оценить внешний вид, понаблюдать за поведением сотрудников. В одежде, если вы не в курсе принятого в компании стандарта, просто придерживайтесь классического стиля, избегайте броских украшений и сильного запаха парфюма. И ни в коем случае не следует(!) стучать в дверь — это распространенная ошибка. Тот, кто поступает таким образом, невольно демонстрирует свою неуверенность, хотя это обычно является следствием незнания правил бизнес-этикета. Просто войдите в кабинет и выберите к кому обратиться.
Опытный интервьюер оценивает человека в первые несколько секунд. Поэтому лучше сразу же продемонстрировать деловой настрой, подтвердить его твердым рукопожатием (если вам протянули руку, но не стоит быть инициатором оного), уверенной осанкой и доброжелательным взглядом.
Конечно же, вам предложат сесть. Бывает, что единственный предлагаемый вам стул стоит не лучшим образом, например, так, что вы оказываетесь к интервьюеру боком (один из пунктов тестирования). В таком случае не нужно стесняться повернуть или переставить стул, создавая удобное пространство общения — тем самым вы сформируете образ человека, достаточно уверенного в себе, инициативного, с организаторской жилкой. Тот же, кто пассивно удовлетворяется неудобным местом, производит обратное впечатление.
Излишне «тактичные» люди ошибочно полагая, что смотреть в глаза собеседнику неприлично, разглядывают потолок и стены. Вы произведете впечатление заинтересованного человека, периодически глядя на собеседника, а, наблюдая за его реакцией, сможете скорректировать свое поведение и рассказ.
Ноги поставьте прямо, не скрещивая под стулом. Поза “нога на ногу” допустима, но чаще воспринимается как закрытая. И не стоит воздвигать на коленях «баррикады» в виде портфеля, папки или сумки, лучше отложите их в сторону, тем самым, освободив руки, — они вам еще пригодятся. Трудно убедительно говорить, если руки «связаны» — сцеплены «в замок» или прилеплены к коленям. Органичные жесты обогащают речь. Тот же, кто не смотрит на собеседника, обычно и не жестикулирует, зато позволяет себе “сорные” движения: крутит в руках авторучку, теребит что-нибудь, нервно поправляет одежду, что подсознательно воспринимается как признак волнения и неуверенности.
Немаловажно и умение «держать паузу». Высказав одну или несколько мыслей, остановитесь, отследите обратную связь от собеседника и, в зависимости от ее тональности, стройте дальнейший рассказ. Если, замолчав, вы смотрите в сторону или в пол, у собеседника может возникнуть мысль, что вам нечего больше сказать, поэтому правильная пауза должна сопровождаться правильной позой.
И не забывайте про улыбку — скорее пригласят на работу улыбающегося победителя, нежели мумию, «вещающую» со скучным или напряженным выражением лица.
Словом, будьте естественны. Выигрывает тот, кто не только говорит правильные вещи, но и делает это правильно.
Расскажите о себе
Невозможно предугадать какие вопросы, в каком порядке и как вам зададут — в этом смысле ваши действия и ответы будут экспромтом. Но хороший экспромт — это тщательно подготовленный экспромт. Большинство вопросов стандартны, и если на 80% из них у вас будут домашние заготовки, то останется больше сил и душевной энергии на остальные 20%.
Первым делом кандидата просят рассказать о себе. Но это вовсе не означает, что настало время «ринуться в бой» очертя голову. Пусть в ответе прозвучат два-три ключевых момента, указывающих, что ваша квалификация и опыт как нельзя более подходят для данной позиции. Если работодателю интересно, получали ли вы другие предложения о работе, то скажите ему об этом честно. Можно упомянуть, что вы проходили собеседование в других местах, но не уточнять, где именно. Это повысит ваши шансы, добавьте лишь, что данная вакансия вам интереснее.
Не помешает ли ваша личная жизнь работе, связанной с разъездами и ненормированным рабочим днем? Если заранее знаете, что не сможете задерживаться после формально обозначенного рабочего времени, скажите об этом сразу.
В ответе на вопрос о ваших сильных сторонах подчеркните качества, полезные для данной работы, приведите примеры из практики. Если попросят перечислить недостатки, назовите такой, который был бы логическим продолжением ваших достоинств.
Спрашивая, почему вы хотите получить именно эту работу, и почему компании стоит вас нанять, от вас ждут подтверждения, что вы в курсе дел организации, так как отсутствие знаний об отрасли обычно является одной из основных причин отказа. Естественно, работодатель поинтересуется, почему вы ушли с предыдущей (решили переменить место) работы. Если причиной послужил конфликт, не следует говорить об этом и уж тем более обвинять руководство. Более грамотно прозвучит: хотелось бы более полно реализовать свой потенциал и иметь возможность профессионального роста. А если интервьюер в курсе «боевых действий», можно, не вдаваясь в детали, пояснить, что это был уникальный случай, связанный с особыми обстоятельствами, и подчеркнуть все позитивное, что было в предыдущей работе: приобретенный опыт, навыки и т.п.
На вопрос о вашем положении через пять (десять) лет отвечайте обтекаемо, например: я хотел бы работать в этой же организации, но на более ответственной должности.
О первых шагах при условии получения работы чаще спрашивают претендентов на административные должности. Не скрывайте, что подобные ситуации вам знакомы, и вы умеете проявлять инициативу. Но не перестарайтесь, проявив готовность не оставить камня на камне.
С легкостью перечислить ваши самые крупные достижения позволит заранее составленный список, в который войдут ваши «победы» за последние пять лет. Слова прозвучат весомее в сопровождении конкретных цифр.
А иезуитский вопрос о том каким, по вашему мнению, должен быть начальник, ваш потенциальный шеф старается выяснить, склонны ли вы к конфликтам с руководством, поэтому не моргнув глазом отвечайте: «Компетентный, сильный лидер, у которого я мог бы учиться, который даст мне шанс испытать собственные силы, будет меня наставлять, а при необходимости задавать взбучку».
Вопрос о зарплате, наверное, самый главный, а потому, выяснив, сколько фирма предполагает предложить, назовите конкретную цифру, но не скромничайте, это не оценят. Напротив, если вы сами себя не цените, то другие это делать незачем.
И, наконец, инициатива переходит в ваши руки. «Что бы вы хотели узнать еще?» — так обычно звучит последний вопрос к кандидату. Никогда не говорите: «Спасибо, все ясно. До свидания», ибо при такой концовке следующего «свидания» может и не быть. В то время как несколько хорошо продуманных вопросов могут значительно улучшить впечатление о вас. Этим вы покажете, что не являетесь пассивным кандидатом, способным только отвечать на вопросы, а стало быть, плыть по течению, напротив, вы — человек инициативный, заинтересованный, желающий, а главное — способный внести вклад в успех компании. Поинтересуйтесь содержанием будущей работы и ожиданиями от кандидата на эту должность, как будет оцениваться вклад в развитие организации и перспективами карьерного роста. Не стесняйтесь выяснить, новая ли это позиция, и если нет, то почему уволился человек, ее занимавший. Также уместными будут вопросы о режиме работы и длительности испытательного срока. А напоследок попросите разрешения побеседовать с сотрудниками компании, которые работали в данной должности или занимают аналогичные позиции.
Как оценить результаты собеседования
Результаты могут быть самыми разными: от предложения выйти на работу завтра до категорического отказа, а также варианты между явным предложением и явным отказом. Типичной ошибкой является пассивность в их выяснении, а между тем многое можно узнать уже на этом этапе, произнеся: «Спасибо за внимание, я был бы очень признателен, если бы вы прокомментировали, насколько, на ваш взгляд, я подхожу на данную вакансию». Не торопитесь вставать, лучше задать этот вопрос пока вы сидите. Иногда одной этой фразы достаточно, чтобы интервьюер начал говорить, а бывает, необходимо проявить настойчивость. Уточните, когда ожидать звонка, и, сославшись на то, что вас в это время будет трудно застать, договоритесь о возможности перезвонить самостоятельно. Таким образом, вы еще раз проявите активность и сможете в некотором смысле проконтролировать ход событий. Не всякому интервьюеру такая настойчивость будет приятна, но в большинстве случаев она улучшит счет в вашу пользу.
Даже в случае, когда интервьюер предельно ясно дает понять, что не считает вас подходящим кандидатом и рассматривает ваши шансы весьма пессимистично, выгода есть. Теперь уже не опасаясь испортить впечатление, вы можете полюбопытствовать, не порекомендуют ли вам какое-то другое место или должность. А возможно, вам с удовольствием подскажут, что вы могли бы изменить и улучшить в своем поведении на собеседовании и ответах на вопросы, посоветуют как продолжить поиск работы или прокомментируют обоснованность ваших зарплатных ожиданий. Вместо обиды постарайтесь быть открытыми и воспринять все к сведению, так как судя по всему это собеседование — не последнее, выпавшее на вашу долю.
И еще один важный момент: будьте внимательны, не упускайте из виду знаки, которые свидетельствуют о завершении собеседования: интервьюер смотрит на часы, откладывает ваше резюме в сторону, отодвигает кресло назад или говорит вам, что с вами свяжутся через определенное время. Выразите свое желание работать в компании и искренне поблагодарите за внимание. В любом случае постарайтесь оставить о себе приятное впечатление, ведь в жизни всякое бывает.
Елена ЛЕВКОВИЧ